• Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Научно-методическая работа

В Крымском гуманитарном университете акцент ставится на развитие научно-методической и исследовательской деятельности Центра ВОИ. С целью повышения профессионализма преподавательского и обслуживающего персонала в период с 2003 по 2007 год на базе Крымского государственного гуманитарного института были организованы и проведены научно-практические конференции и семинары: «Интеграция людей с ограниченными возможностями в образовательное пространство Украины» (15-17 мая 2006 г.); «Высшее образование инвалидов: равные права – равные возможности» (9-11 октября 2006 г.); «Социальная интеграция людей с особыми потребностями: вопрос обучения и трудоустройства» (3-5 декабря 2007 г.)./Files/images/Интеграция людей с ограниченными возможностями в образовательное пространство Украины.jpg

/Files/images/Интеграция людей с особыми потребностями в современное общество Посольство США)).jpg

С целью оптимизации планирования, организации и осуществления социально-педагогической поддержки молодежи с инвалидностью были организованы научно-методические семинары: «Психолого-педагогические и физиологические особенности студентов с инвалидностью» (февраль 2005 г.), «Организация самостоятельной работы студентов специализированного факультета» (сентябрь 2006 г.), «Специфика работы со студентами разных нозологий» (март 2007 г.).

В рамках программы международных лидеров «Среднее и высшее образование в США» руководитель программы для студентов с инвалидностью Крымского гуманитарного университета Ю.В. Богинская в период с 20 января по 10 февраля 2007 года прошла стажировку в США по направлению «Обучение и сопровождение детей-инвалидов».

В рамках создания системы социально-педагогической поддержки студентов с инвалидностью – организации социального партнерства высшего учебного заведения с местными органами исполнительной власти, территориальной громадой и общественностью проводились встречи с представителями администрации Большой Ялты, руководителями управлений и отделов образования, семьи и молодежи, социальной защиты населения, пенсионного фонда, руководителями общественных фондов и организаций.

Новым направлением совершенствования кадрового обеспечения системы социально-педагогической поддержки студентов с инвалидностью явилось участие администрации, преподавателей и сотрудников Специализированного факультета Крымского гуманитарного университета в реализации научно-методических проектов. Так, в данный период были разработаны и реализованы следующие Международные проекты: МАТРА КАП «Социальная интеграция людей с особыми потребностями: вопросы обучения и трудоустройства» посольства Королевства Нидерландов (декабрь 2007 г.); Посольства США «Интеграция людей с особыми потребностями в современное общество» (сентябрь 2007 - май 2008 г.); Европейский проект Темпус-Тасис «Центр высшего образования инвалидов» (2007-2009 гг.).

В рамках европейского проекта преподаватели и сотрудники Крымского гуманитарного университета (Глузман А.В., Богинская Ю.В., Чуева О.А.) прошли стажировку в университетах Италии (Генуя, Рим, 12-22 декабря 2007 г.). Результатом работы сотрудников Специализированного факультета в университетах Италии стало определение направлений развития системы социально-педагогической поддержки студентов с инвалидностью. В ходе изучения опыта зарубежных коллег происходило осмысление перспективных направлений в сфере обучения студентов с особыми потребностями, а именно: разработка положения об институте тьюторства, внесение изменений в методики и технологии социализации студентов с инвалидностью, формулировались задачи по реализации идеи Центра высшего образования инвалидов в Крымском гуманитарном университете.

Одним из организационно-педагогических условий обеспечения социально-педагогической поддержки студентов являлось обеспечение эффективного функционирования учебно-реабилитационного структурного подразделения (службы, центра, отдела, сектора) по сопровождению молодежи с ограниченными возможностями, изменяющего традиционную систему работы в вузе со студентами данной категории. Это же условие впоследствии было определено одним из ориентиров программы Всеукраинского эксперимента по организации интегрированного обучения лиц с особыми образовательными потребностями в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации независимо от форм собственности и подчинения (приказ МОН Украины № 587 «О проведении эксперимента по организации интегрированного обучения лиц с особыми образовательными потребностями в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации независимо от форм собственности и подчинения» от 27.06.2008 г.)

Так, Крымский гуманитарный университет вошел в состав девяти высших учебных заведений Украины, рекомендованных для участия в данном эксперименте, как вуз, имеющий опыт работы со студентами с ограниченными возможностями. Таким образом в Крымском гуманитарном университете в феврале 2008 года было создано учебно-реабилитационное подразделение – Региональный центр высшего образования инвалидов в рамках реализации совместного Европейского проекта Темпус Тасис. Разработка и научное обоснование Европейского проекта Темпус Тасиса дали возможность получить в 2007-2009 годах финансирование от Евросоюза на создание Центра высшего образования инвалидов в Крымском гуманитарном университете.

Сотрудниками Центра были разработаны проекты «Проведение исследования состояния внедрения инклюзивного образования в Украине» (фонд «Возрождение»), МАТРА КАП «Право детей с инвалидностью на доступное среднее образование» (Посольство Королевства Нидерландов), «Сенсорная интеграция как средство подготовки волонтеров и будущих специалистов к профессиональной деятельности по инклюзии детей с особыми потребностями» (Канадское агентство международного развития (CIDA)).

Научно-обоснованные теоретические и практические разработки руководителя Центра Богинской Ю.В. в виде инновационного проекта «Сопровождение инклюзивного обучения студентов с инвалидностью в вузах Автономной Республики Крым» в 2011 году представлялись на рассмотрение Постоянной комиссии по образованию Верховного совета Автономной республики Крым и получили грант молодого ученого на его финансирование (20 тыс.грн.).

Профессорско-преподавательским составом кафедр университета и сотрудниками Регионального центра высшего образования инвалидов разработано и издано 22 учебно-методических пособия и методических рекомендаций, более 70 статей в специализированных и периодических изданиях по результатам исследований в области образования лиц с особыми потребностями. Разработанные материалы направлены на обеспечение социально-педагогической поддержки инклюзивного обучения лиц с особыми потребностями и апробированы в других высших учебных заведениях. Например, спецкурс «Технологии социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями» был апробирован не только в отечественных вузах (Донбасском институте техники и менеджмента Международного научно-технического университета, Крымском гуманитарном университете, Таврическом национальном университете им. В. И. Вернадского, Государственном заведении «Донбасский государственный педагогический университет» (г. Славянск)), но и в Барановичском государственном университете (Беларусь, февраль 2011 г.). Целью данного спецкурса было расширение и углубление знаний студентов в сфере социально-педагогической поддержки и сопровождения молодежи с ограниченными возможностями, а также их реабилитации, социальной защиты.

Многолетний практический результативный опыт деятельности Крымского гуманитарного университета в направлении социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями, тесное сотрудничество с органами местного самоуправления, а также лоббирование интересов лиц с инвалидностью позволили совместными усилиями с городскими властями разработать Концепцию единой системы инклюзивного образования на территории Большой Ялты. Так, рабочей группой, в состав которой входила руководиель центра ВОИ Богинская Ю.В., были определены состояние проблемы, цели, задачи и принципы организации социально-педагогической поддержки на этапе дошкольного образования, обучения в общеобразовательном учебном заведении, поступления и обучения в высшее учебное заведение, трудоустройства. Базовыми для реализации городской программы были выбраны следующие учебные заведения: дошкольное учебное заведение №24, Ялтинский учебно-воспитательный комплекс «Радуга», Ялтинская общеобразовательная школа № 11, Крымский гуманитарный университет. В рамках выполнения городской «Программы развития инклюзивного образования на 2012-2015 годы», а также организации психолого-педагогического и медико-реабилитационного сопровождения детей и молодежи с ограниченными возможностями были открыты Центр инклюзивного образования для детей дошкольного возраста и Центр социальной реабилитации смешанного типа для детей-инвалидов и молодых инвалидов «Алые паруса». Таким образом, на территории Большой Ялты сформировалась сеть учреждений, организующих социально-педагогическую поддержку детей и молодежи с ограниченными возможностями в условиях инклюзивной образовательной среды.

В рамках выполнения городской программы по развитию системы социально-педагогической поддержки инклюзивного образования детей с особыми потребностями были спланированы мероприятия реализуемые Центром ВОИ по проекту Матра КАП «Право детей с инвалидностью на доступное среднее образование в АР Крым» (ноябрь 2011-декабрь 2012 г.).

Материально-техническое и финансовое обеспечение в рамках проекта позволило в мае 2012 г. создать Ресурсный сектор сопровождения инклюзивного образования детей с особыми потребностями на базе Регионального центра высшего образования инвалидов.

В ходе реализации Программы инклюзивного образования на территории Большой Ялты сотрудниками Крымского гуманитарного университета были проведены для психологов, социальных педагогов, учителей начальных классов, директоров и их заместителей Всекрымские и городские семинары-тренинги: «Инклюзивное образование: теория и практика» (январь 2012 г.), «Дети с особыми потребностями в инклюзивном пространстве общеобразовательного учебного заведения», (22-23 марта 2012 г.); «Доступность учебных заведений для детей с инвалидностью», (29-30 октября 2012 г.). В данных семинарах приняли участие 249 специалистов крымских общеобразовательных и высших учебных заведений.

В апреле 2012 года был продлен Всеукраинский эксперимент по организации интегрированного обучения студентов с особыми потребностями в вузах I-IV уровней аккредитации (приказ МОНмолодежиспорта Украины от 24.04.2012 года № 512). С целью создания преемственности инклюзивного обучения в эксперимент были включены вузы I-II уровней аккредитации – пять колледжей и техникумов. Крымский гуманитарный университет остался в числе 13 высших учебных заведений, реализующих положения по организации интегрированного обучения студентов с особыми потребностями. И этот факт способствовал определению одного из перспективных направлений развития системы социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями в университете – организации научно-исследовательской деятельности Регионального центра высшего образования инвалидов. Так, в марте 2012 года Региональный центр высшего образования инвалидов зарегистрировал в УКРНТИ на пять лет тему научно-исследовательской работы: «Профессиональная подготовка специалистов к работе с детьми и молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного образовательного пространства» (государственный регистрацион-ный номер 0112U004006). Цель данной работы: целостный научный анализ проблемы, разработка и обоснование теоретико-методологических основ профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми и молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного образовательного пространства.

В данный период по научной тематике центра ВОИ проводятся диссертационные исследования: «Формирование готовности учителей начальных классов к работе с учащимися с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образовательного пространства» (Болдырева В. Э.), «Социально-педагогические условия организации досуговый деятельности детей-инвалидов в условиях санаторно-курортного комплекса» (Филимонов С. П.), «Социализация студентов с особыми образовательными потребностями в условиях высшего учебного заведения» (Рокотянская Л. О.), «Подготовка будущих социальных педагогов к работе с детьми с особыми потребностями в условиях санаторно-курортных учреждений» (Мелехова А. Г.), «Психологические факторы профессиональной подготовки будущих практических психологов к работе со студентами с ограниченными возможностями» (Ярая Т. А.). Эффективно работает студенческая научная проблемная группа по направлению «Интеграция детей и молодежи с особыми образовательными потребностями», включающая 12 студентов 2-6 курсов, в том числе и студентов специализированных групп. Студенты участвуют в конкурсах социальных проектов «Инклюзия – равный доступ к качественному образованию» (Воробьева А., Гайдукова И., Измайлов Н.), Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ в области «Актуальные проблемы инклюзивного образования» (Кравченко А.), в научно-практических конференциях «Молодая наука» (г. Симферополь), «Студенческая практика – ключ к будущей профессии» (г. Ялта).

Сотрудниками Центра ВОИ проводится активная работа по разработке и реализации проектов. Так, в 2012 году были поданы на конкурс следующие проекты: Европейский модуль Жана Моне «Политика Европейского союза по отношению к людям с ограниченными возможностями: равные права – равные возможности», «Город равных возможностей» (USAID) Региональная Миссия Агентства США по международному развитию в Украине, Беларуси и Молдове, «На пути к безбарьерному обществу: доступность высшего образования для слабовидящей молодежи Автономной Республики Крым».

Важно отметить, что достижения и научно-методические разработки Регионального центра высшего образования инвалидов Крымского гуманитарного университета получили золотую медаль в номинации «Инклюзивное образование: «Открой окно в мир» на международной выставке «Инноватика в современном образовании – 2012» (октябрь 2012 г., г. Киев).

Кол-во просмотров: 424

Комментарии