В ходе организации социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями значимым является психокоррекционное сопровождение. Оно направлено на выявление психологических особенностей каждого студента, укрепление и сохранение его психического здоровья, оказание необходимой помощи в адаптации в интегрированную образовательную среду, коррекцию отношения к своей инвалидности, развитие и коррекция коммуникативных свойств и качеств, повышение мобильности.

В содержание психокоррекционного сопровождения входят три направления работы: со студентами с инвалидностью, преподавателями, работающими с ними, родителями и школьными работниками. Организация психологической работы со студентами с ограниченными возможностями начинается еще при их поступлении. Психолог входит в состав учебно-реабилитационной комиссии и, проводя первичную диагностику абитуриента, дает рекомендации относительно формы обучения и специальности. Далее согласно полученным первичным диагностическим данным для каждого студента с инвалидностью составляется электронная база дополнительных диагностических методик. В первые дни занятий студенты с особыми потребностями проходят индивидуальное психологическое обследование, направленное на выявление уровня развития психических процессов, динамики развития личности, психических свойств и состояний личности. С помощью анкетирования и бесед выявляются потребности, интересы и достижения молодежи с инвалидностью. На основе полученных диагностических данных на каждого студента заполняется социально-психологическая карта, являющаяся обязательным документом с которым должен ознакомиться преподаватель, идущий впервые в группу студентов. Для всех преподавателей разработаны памятки и методические рекомендации по организации работы со студентами различных нозологий.

Особо важным для молодежи, ранее находящейся в школе на домашнем обучении вне коллектива, является проведение тренинговых упражнений на темы: «Адаптация в коллективе», «Развитие коммуникативных навыков», «Сплочение коллектива студентов», «Конфликты в нашей жизни», «Профилактика конфликтного поведения», «Я в профессиональной сфере», «Развитие психических процессов». Данные упражнения способствуют успешной адаптации и интеграции студентов с ограниченными возможностями в образовательную и социальную среду высшего учебного заведения.

Для снятия психоэмоционального напряжения, особенно перед и после экзаменов, проводятся релаксационные занятия со студентами в кабинете психологической разгрузки. Во время такой формы работы используются элементы ароматерапии с учетом рекомендаций врача-реабилитолога. Для релаксации студентов специализированных групп психологом организуются прогулки по лесу, к водопаду с проведением тренинговых упражнений.

Особой формой работы психолога является психологическая гостиная с элементами фитотерапии. Психологическая гостиная выступает как комплекс специально организованных встреч, включающий в себя современные психологические методы и техники, позволяющие удовлетворить потребность в самореализации и раскрытии творческого потенциала, получении нового эмоционального опыта, личностном и профессиональном развитии. «Фиточаепитие» в работе психологической гостиной выполняет несколько функций: в качестве сопровождения процесса обсуждения эмоционально значимых тем, как способ переключения после проделанной внутренней работы и как средство улучшения состояния здоровья. Все фитонаборы для чаепития подбираются врачом-реабилитологом с учетом медицинских показаний каждого студента. Такой организационный момент способствует установлению «живого» контакта, сближению участников группы, формированию чувства доверия друг к другу.

Тесное сотрудничество с Центром глубинной психологии Крымского гуманитарного университета (руководитель Яценко Т.С., доктор психологических наук, профессор, действительный член НАПН Украины) позволяет проводить со студентами с ограниченными возможностями психокоррекционные занятия по методу активного социально-психологического познания (АСПП). Метод активного социально-психологического познания разработан Яценко Т. С. и предусмат­ривает многоуровневое познание психики, которое осуществляется с помощью постепенности исследования индивидуального опыта каждого субъекта. Работа проводится на базе анализа рисунков и изделий из соленого теста, выполненных студентами специализированных групп. Студенты с удовольствием ходят на данные психокоррекционные занятия. И в дальнейшем проводимая психодиагностика показала повышение у студентов стрессоустойчивости, снижение уровня тревожности, подавленности, снятие эмоциональных «зажимов», адекватное восприятие своей инвалидности, особенно ее внешних признаков.

В рамках психокоррекционного сопровождения постоянно проводится индивидуальное консультирование студентов с инвалидностью всех курсов по личным вопросам, а также родителей и преподавателей по вопросам обучения студентов. Большая часть родителей консультируется по вопросам психоэмоционального состояния их ребенка, особенностей адаптации в первые месяцы обучения. Преподавателей больше волнуют особенности методики обучения студентов различных нозологий.

Кол-во просмотров: 5

Комментарии