Направления деятельности центра

В связи с тем, что центр ВОИ занимается сопровождением всех студентов с ограниченными возможностями, необходимым условием является обеспечение внедрения технологий и методик социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями, позволяющее оптимизировать учебно-воспитательный процесс как в интегрированных, так и в специализированных академических группах независимо от формы обучения. В каждом виде сопровождения: охранно-защитном, материально-техническом, индивидуальном (тьюторском), архитектурно-средовом, организационно-педагогическом, социально-культурном, медико-реабилитационном, информационно-просветительском, физкультурно-спортивном, психокоррекционном, андрагогическом и в сопровождении карьеры определены конкретные методы и технологии работы.

В рамках организации информационно-консультативного сопровождения не только студентов, но и абитуриентов с ограниченными возможностями, сотрудниками центра ВОИ при поддержке Министерства социальной защиты и труда Автономной Республики Крым был создан банк данных детей с инвалидностью до 18 лет (больше 5 тысяч человек). Многие из детей с особыми потребностями находились на домашнем обучении или имели сложные комплексные диагнозы. Ознакомление их родителей с системой работы в Крымском гуманитарном университете и условиях обучения и проживания дало положительные результаты. Полученная информация позволила наладить тесный контакт с детьми данной категории и их родителями, что в свою очередь, помогло большинству из них поверить в собственные силы и возможности и реализовать право на получение высшего образования. Проводимая информационно-консультативная работа среди детей и молодежи с ограниченными возможностями по вопросам доступности обучения в Крымском гуманитарном университете позволила привлечь выпускников девятых классов в Экономико-гуманитарный колледж КГУ. Так, зная, что в университете организована социально-педагогическая поддержка студентов с особыми потребностями с учетом преемственности обучения, ежегодно в колледж поступают от 3 до 5 детей с инвалидностью. Все они имеют возможность после окончания колледжа продолжить обучение в Крымском гуманитарном университете.

Особый акцент в работе центра ВОИ, в связи с большим количеством студентов с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, ставится на обеспечении архитектурно-средового и материально-технического сопровождения. Так, в рамках данных видов сопровождения студентов с особыми потребностями в вузе постоянно совершенствуется материально-техническая и учебная база: проведен капитальный ремонт комнат и санузлов в жилых блоках общежития с учетом потребностей студентов с инвалидностью, в частности студентов-колясочников; входы в корпус и общежитие оборудованы пандусами, перилами. Студенты-инвалиды проживают в жилых блоках, расположенных на одном этаже с учебными аудиториями, что помогает обеспечить безбарьерность и свободный доступ к аудиториям, особенно студентам с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В общежитии оборудована специализированная кухня для студентов, передвигающихся на колясках. Приобретены инвалидная коляска и ходунки для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, компьютерная лупа для слабовидящих студентов.

/Files/images/направления деятельности.png

Ключевым фактором в улучшении материально-технической базы Регионального центра высшего образования инвалидов являлось привлечение средств благотворительных организаций (фонда социальной реабилитации детей-инвалидов «Единство», американской Церкви Иисуса Христа Святых последних дней) и различных проектов (европейского – Темпус Тасис, МАТРА КАП Посольства Нидерландов, Посольства США). За средства этих проектов (36 тыс. долларов, 278 тыс. евро, 165 тыс. грн.) приобретено специализированное оборудование (тренажеры, компьютеры, копировально-множительная техника, электронные учебники, специализированные компьютерные программы) и улучшены условия обучения и проживания студентов-инвалидов (оборудована специализированная кухня, учебные аудитории и жилые комнаты).

Вышеуказанные проводимые мероприятия позволили усовершенствовать архитектурно-средовую инфраструктуру университета, общежития.

В силу психофизиологических особенностей лиц с инвалидностью достаточно значимым и необходимым является медико-реабилитационное сопровождение студентов данной категории. Это сопровождение начинается с момента поступления студентов с ограниченными возможностями в университет, когда учебно-реабилитационная комиссия, изучив заключения медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальной программы реабилитации, дает свои рекомендации по форме обучения и специальности. В течение всего периода обучения на каждого студента-инвалида заполняется медико-реабилитационная карточка. Это позволяет наблюдать динамику протекания основного и сопутствующих заболеваний, определять эффективность примененных методов лечения, вносить коррективы в программу реабилитации. Также со студентами проводятся медицинские и коррекционные мероприятия, повышающие устойчивость организма и способствующие включению резервных механизмов (лечебная физическая культура, массаж, работа на кардиотренажерах, пешие оздоровительные прогулки по лесу и паркам, ароматерапия, фитотерапия). Медицинским персоналом проводятся процедуры на терапевтическом и реабилитационном оборудовании.

Тесное сотрудничество Крымского гуманитарного университета с Ялтинской детской и городской поликлиниками позволяет студентам с инвалидностью бесплатно проходить обследования и получать дополнительные медико-реабилитационные процедуры. Важно отметить, что сотрудниками центра ВОИ осуществляется постоянный контроль за состоянием здоровья студентов.

В ходе организации социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями значимым является психокоррекционное сопровождение. Оно направлено на выявление психологических особенностей каждого студента, укрепление и сохранение его психического здоровья, оказание необходимой помощи в адаптации в интегрированную образовательную среду, коррекцию отношения к своей инвалидности, развитие и коррекция коммуникативных свойств и качеств, повышение мобильности.

В содержание психокоррекционного сопровождения входят три направления работы: со студентами с инвалидностью, преподавателями, работающими с ними, родителями и школьными работниками. Организация психологической работы со студентами с ограниченными возможностями начинается еще при их поступлении. Психолог входит в состав учебно-реабилитационной комиссии и, проводя первичную диагностику абитуриента, дает рекомендации относительно формы обучения и специальности. Далее согласно полученным первичным диагностическим данным для каждого студента с инвалидностью составляется электронная база дополнительных диагностических методик. В первые дни занятий студенты с особыми потребностями проходят индивидуальное психологическое обследование, направленное на выявление уровня развития психических процессов, динамики развития личности, психических свойств и состояний личности. С помощью анкетирования и бесед выявляются потребности, интересы и достижения молодежи с инвалидностью. На основе полученных диагностических данных на каждого студента заполняется социально-психологическая карта, являющаяся обязательным документом с которым должен ознакомиться преподаватель, идущий впервые в группу студентов. Для всех преподавателей разработаны памятки и методические рекомендации по организации работы со студентами различных нозологий.

Особо важным для молодежи, ранее находящейся в школе на домашнем обучении вне коллектива, является проведение тренинговых упражнений на темы: «Адаптация в коллективе», «Развитие коммуникативных навыков», «Сплочение коллектива студентов», «Конфликты в нашей жизни», «Профилактика конфликтного поведения», «Я в профессиональной сфере», «Развитие психических процессов». Данные упражнения способствуют успешной адаптации и интеграции студентов с ограниченными возможностями в образовательную и социальную среду высшего учебного заведения.

Для снятия психоэмоционального напряжения, особенно перед и после экзаменов, проводятся релаксационные занятия со студентами в кабинете психологической разгрузки. Во время такой формы работы используются элементы ароматерапии с учетом рекомендаций врача-реабилитолога. Для релаксации студентов специализированных групп психологом организуются прогулки по лесу, к водопаду с проведением тренинговых упражнений.

Особой формой работы психолога является психологическая гостиная с элементами фитотерапии. Психологическая гостиная выступает как комплекс специально организованных встреч, включающий в себя современные психологические методы и техники, позволяющие удовлетворить потребность в самореализации и раскрытии творческого потенциала, получении нового эмоционального опыта, личностном и профессиональном развитии. «Фиточаепитие» в работе психологической гостиной выполняет несколько функций: в качестве сопровождения процесса обсуждения эмоционально значимых тем, как способ переключения после проделанной внутренней работы и как средство улучшения состояния здоровья. Все фитонаборы для чаепития подбираются врачом-реабилитологом с учетом медицинских показаний каждого студента. Такой организационный момент способствует установлению «живого» контакта, сближению участников группы, формированию чувства доверия друг к другу.

Тесное сотрудничество с Центром глубинной психологии Крымского гуманитарного университета (руководитель Яценко Т.С., доктор психологических наук, профессор, действительный член НАПН Украины) позволяет проводить со студентами с ограниченными возможностями психокоррекционные занятия по методу активного социально-психологического познания (АСПП). Метод активного социально-психологического познания разработан Яценко Т. С. и предусмат­ривает многоуровневое познание психики, которое осуществляется с помощью постепенности исследования индивидуального опыта каждого субъекта. Работа проводится на базе анализа рисунков и изделий из соленого теста, выполненных студентами специализированных групп. Студенты с удовольствием ходят на данные психокоррекционные занятия. И в дальнейшем проводимая психодиагностика показала повышение у студентов стрессоустойчивости, снижение уровня тревожности, подавленности, снятие эмоциональных «зажимов», адекватное восприятие своей инвалидности, особенно ее внешних признаков.

Проводится индивидуальное консультирование студентов с инвалидностью всех курсов по личным вопросам, а также родителей и преподавателей по вопросам обучения студентов. Большая часть родителей консультируется по вопросам психоэмоционального состояния их ребенка, особенностей адаптации в первые месяцы обучения. Преподавателей больше волнуют особенности методики обучения студентов различных нозологий.

Инновационным является тьюторское сопровождение. Большинство студентов приезжает из Крымского региона, но с каждым годом все больше студентов из южных областей Украины использовали возможность получить высшее образование в Крымском гуманитарном университете. Нахождение студентов с инвалидностью вдали от дома особо требует индивидуальной поддержки – тьюторского сопровождения. С этой целью в каждом институте университета и на кафедрах назначен ответственный по работе со студентами-инвалидами, который контролирует работу тьюторов. Согласно университетскому «Положению о тьюторстве» в задачи тьюторов входит: психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогической практики, помощь в педагогической деятельности и установлении контактов с сотрудниками образовательного, реабилитационного, социального учреждения, оценка результатов социально-педагогической деятельности студентов; консультации и другие формы профессиональной поддержки; индивидуальная помощь студентам, связанная с профессиональной ориентацией и консультирование по вопросам карьеры. Эффективная работа тьюторов показала положительные результаты: улучшилось качество знаний, повысился уровень адаптации студентов-первокурсников, активность молодежи с ограниченными возможностями в проведении различных университетских и городских мероприятий.

Важно также отметить, что андрагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями в университете было введено впервые. Зачастую, в силу психофизиологических особенностей и группы инвалидности, лица с ограниченными возможностями в более позднем возрасте становятся студентами вуза. Анализ возрастного состава специализированных групп Крымского гуманитарного университета около 30% – это лица в возрасте после 30 лет. Увеличение числа студентов, имеющих возраст за 30 лет, показало необходимость целенаправленной и дифференцированной работы с данной категорией. В ходе андрагогической поддержки студентов с инвалидностью организуются группы самопомощи, проводится консультирование, тренинговая работа.

Кол-во просмотров: 335

Комментарии